Загадка древнеримского кубка Ликурга: нанотехнологии в руках предков

Загадка древнеримского кубка Ликурга: Нанотехнологии в античном мире?

Загадка древнеримского кубка Ликурга: Нанотехнологии в античном мире?
В Британском музее хранится очень красивый древний экспонат – римский Кубок Ликурга. Но знаменит он в большей степени своими необычными оптическими свойствами. При обычном освещении кубок кажется желтовато-зелёным, а в проходящем свете приобретает глубокий винно-красный оттенок. Лишь в 1990 году ученым удалось раскрыть секрет этих его уникальных свойств, но как такого эффекта смогли добиться в древние времена? Ведь это самые настоящие нанотехнологии…

Кубок Ликурга в Британском музее

Кубок Ликурга в Британском музее

Кубок представляет собой так называемую диатрету — колокол с двойными стенками из стекла, покрытый фигурным узором. Высота его – 16.5, а диаметр – 13.2 сантиметра.
Самые ранние из найденных диатрет относятся к I в. н. э., а своего расцвета их производство достигло в III и IV вв. Диатреты в ту эпоху считались весьма дорогими предметами и были доступны лишь богачам. К настоящему времени их найдено около 50 штук, и в основном лишь в виде осколков. Кубок Ликурга – единственная диатрета, так хорошо сохранившаяся.

Предположительно, этот удивительно красивый кубок изготовили в IV веке в Александрии или Риме. Но датировать изделия, выполненные из неорганических материалов, очень сложно, и он вполне может оказаться намного более древним, чем предполагают на данный момент. Место его изготовления также обозначено весьма предположительно, при этом исходили из того, что именно здесь в античные времена процветало стеклодувное ремесло.

Специалисты не пришли к единому мнению относительно назначения этого кубка. Исходя из его формы, многие считают его сосудом для питья. А учитывая тот факт, что цвет кубка меняется также и в зависимости от налитой в него жидкости, можно предположить, что его использовали для определения качества вина, или выяснения – не подсыпан ли в напитки яд.

Есть и другая версия относительно использования диатрет. Cвоеобразная кромка на некоторых сохранившихся экземплярах, а также бронзовое кольцо на одном из них, свидетельствуют в пользу того, что их могли использовать в качестве светильников.

Неизвестным является также, каким образом этот кубок оказался среди сокровищ римско-католической церкви, кто его нашел, где и когда. В 18 веке он попал в руки французских революционеров, которые впоследствии, очень нуждаясь в деньгах, его продали. Кто-то, видимо, для сохранности, приделал к нему основание и ободок из позолоченной бронзы.

В 1845 году артефакт выкупил для своей коллекции банкир Лионель де Ротшильд, а спустя 12 лет он попался на глаза искусствоведу из Германии Густаву Ваагену. Пораженный красотой и необычными свойствами кубка, Вааген стал уговаривать банкира показать это сокровище широкой публике. Наконец тот согласился, и в 1862 году кубок в качестве экспоната на некоторое время выставили в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

После этого кубок опять почти целое столетие находился в частной коллекции. Но исследователи про него не забывали. В 1950 году владелец кубка Виктор Ротшильд, один из потомков банкира, разрешил группе ученых на некоторое время взять его для исследования. Тогда-то и выяснилось, что кубок вовсе не металлический, как полагали до этого, а сделан из стекла, но не обычного, а содержащего слои примесей металлических окисей (дихроического стекла). В 1958 году, уступив многочисленным просьбам, Ротшильд все же сделал доброе дело и продал кубок Британскому музею.

Почему диатрету назвали Кубок Ликурга

Сюжет горельефа на поверхности чаши напоминает один из известных мифов античного мира о царе Ликурге.
Будучи ярым противником возлияний и вакхических и оргий, устраиваемых богом виноделия Дионисом в обществе спутниц-менад, Ликург однажды, не вытерпев, избил их и прогнал со своей территории.

Горельеф на кубке Ликурга: разъяренный царь нападает на Диониса и его свиту. Фото с сайта britishmuseum.org

Горельеф на кубке Ликурга: разъяренный царь нападает на Диониса и его свиту. Фото с сайта britishmuseum.org

Оскорбленный Дионис решил отомстить царю за это и подослал к нему одну из своих самых знойных красавиц, нимфу Амвросию, которая обворожила и напоила Ликурга. Опьяневший царь впал в безумство, кинулся вырубать виноградник и в исступлении зарубил свою мать и сына.
Тогда Дионис с сатирами опутали царя, превратившись в виноградные стебли. Пытаясь от них освободиться, Ликург вместо лозы отрубил случайно себе ногу и вскоре умер от потери крови.

Но, возможно, на кубке изображен совсем иной сюжет.

Современные исследования

После того, как кубок передали в музей, у ученых появилось больше возможностей для его изучения. Но, тем не менее, долгое время им не удавалось раскрыть секрет его необычных оптических свойств. Лишь в 1990 году, используя электронный микроскоп, они, наконец, догадались, что все дело в особом составе стекла, из которого он сделан. На миллион частиц этого стекла приходилось триста тридцать частиц серебра и сорок – золота. Причем содержащиеся в стекле серебро и золото имели размеры наночастиц. Только в этом случае стекло обладает способностью менять цвет, которая и наблюдается.

Конечно, сразу возникает вопрос — как древние античные мастера смогли выполнить работу в буквальном смысле на молекулярном уровне, требующую как сложнейшего оборудования, так и высочайшего уровня технологий?

А может быть, кубок Ликурга сделали вовсе не они? И, будучи гораздо более древним, он представляет собой след какой-то неизвестной и канувшей в вечность высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей.

Физик Лю Ганн Логан из Университета штата Иллинойс, работающий в сфере нанотехнологий, предположил, что свет или жидкость, попадающие в кубок, вступают во взаимодействие с электронами наночастиц, содержащихся в стекле. Те, в свою очередь, начинают вибрировать с той или иной скоростью, а эта скорость уже и определяет, какой цвет будет у стекла.

Конечно, для проверки этой гипотезы ученые не могли использовать сам кубок, наполняя его различными жидкостями. Для этих целей им пришлось изготовить специальную пластину с аналогичным составом золотых и серебряных наночастиц. И, действительно, оказалось, что в различных жидкостях пластина имела и разный цвет. Так в воде она приобретала светло-зеленый цвет, а в масле – красный. Только вот достичь уровня древних мастеров, изготовивших кубок, ученым не удалось — чувствительность пластины оказалась в сто раз ниже, чем у кубка.

Но, тем не менее, ученые предполагают в дальнейшем с использованием изученных свойств стекла с наночастицами, создавать различные датчики. Так что работа, начатая древними мастерами в этом направлении, продолжается.

Было обнаружено еще несколько подобных стеклянных «хамелеонов», но все они уступают по красоте знаменитому кубку.
Благодарю вас за внимание!

Загадка древнеримского кубка Ликурга: нанотехнологии в руках предков: 28 комментариев

  1. Есть гипотеза, которая утверждает, что до появления людей на земле существовало еще четыре цивилизации. Так может быть этот кубок создан кем-то в те периоды времени? Загадок на Земле не мало. И этот кубок — одна из них.

    • Наверное, пока ответа нет — можно придумывать разные гипотезы. Все это рабочие версии и предположения. Будем надеяться на то, что знания наши будут развиваться и вскоре можно догнать наших предков в развитии.

  2. Как будто в историческом музее искусств побывала, не выходя из дома. )
    Спасибо, Максим, за такой интересный экскурс в мир удивительного и прекрасного, созданного человеческими руками. Да, этот кубок действительно вызывает восхищение.

    • Очень рад, что вам понравилась история о кубке Ликурга. Он действительно очень красивый, работа настолько впечатляющая, что думаю, популяризировать его стоит однозначно.

      • Это точно. Такие истории, такую информацию стоит популяризировать однозначно. А «письмо», рано или поздно сумеет найти своего адресата.

        • Будем надеяться, ну и конечно развивать свои знания в изучении различных технологий, которыми так успешно владели наши праотцы.

  3. О, как интересно! Сколько ещё удивительного и загадочного таит наша планета! Читая о кубке Ликурга, невольно задумываешься, что нам ещё расти и расти до умения и мастерства наших древних предков, а может и бывших цивилизаций. Ведь не так просто, даже сейчас, изготовить мельчайшие частицы на атомномолекулярном уровне и управлять ими. Оказывается, в древние времена люди уже обладали необходимыми знаниями и умели создавать микромеханизмы высочайшего уровня, при помощи которых и был создан великолепный кубок. Спасибо, Максим, за интереснейшую историю!

    • Да, когда смотришь на такие предметы, сделанные нашими предками, невольно проникаешься мыслью, насколько люди из прошлого были более умелыми. Они силой своей мысли, мастерства и работой могли создавать изделия поражающие своей функциональностью, красотой, шириной и глубиной технологического прорыва. Это поистине грандиозно. Поэтому нам расти и расти, и неизвестно только вырастем ли…

  4. Для каких бы целей этот кубок не использовали, безусловно – это настоящее сокровище. Поразительно, что современные ученые озадачены технологией производства этого шедевра. Естественно, проще всего приписать изготовление кубка инопланетному разуму, ведь оборудования, чтобы выполнить работу на молекулярном уровне и в помине не было. Впрочем, многое из древности, начиная от египетских пирамид, включая различные изделия из стекла, остается загадкой для нас, людей 21 века – КАК это возможно было сделать!

    • Да, вот именно, это и впечатляет в подобных работах. Как? Каким образом? Для чего и как нам достигнуть подобного сейчас? Ведь развитие технологий не стоит на месте, но чем мы более уходим вперед, чем дальше удаляемся от первоначальных способов и тем труднее для нас что-то сделать самостоятельно и повторить то, что сделано несколько веков прежде.

  5. Интересная история. Всегда интересно узнать о загадке или чем-то необычном. Тайны — это всегда интересно. Их хочется разгадать.

    • Да, я с вами согласен, все загадки — очень интересны. Ученые пытаются добиться истины. Не всегда, правда — это дается легко. Кубок Ликурга открыл свои тайны не сразу.

  6. Надо же, какой потрясающий предмет — очень красивый и такой загадочный! Хотелось бы, конечно, чтобы учёные выяснили историю и технологию его изготовления, но это всегда очень сложно и иногда невыполнимо. Спасибо за интересную статью!

    • Очень рад, что вам, Ольга понравилась статья. Думаю, что кубок Ликурга вполне достоин, чтобы о нем знали больше людей. Прекрасное и впечатляющее изделие. Поистине достойное восхищения.

  7. Доброе дело? — Продал? Доброе дело было бы, если бы подарил. Ну да ладно… Не суть. У богатых своя мораль.

    Миф о Ликурге жестокий, но древние и не были неженками.

    Что касается кубка, то совершенно поразительно, что древние могли — а может, не они? А может, другие цивилизации… А помните хрустальный череп? Там тоже не ясно, как его могли изготовить

    • Ну понятие доброты растяжимое. У некоторых она безвозмездная, другие пытаются во всем извлечь свою выгоду, иначе нарушается смысл их существования. Конечно, хотя бы то, что есть возможность наслаждаться данным видом диатрет — кубком Ликурга, уже исключительная удача. Поэтому, благодарим Ротшильдов, за возможность видеть это достояние в музее.

  8. Когда смотришь не кубок, то не понять, что он имеет такую интересную историю. Да к тому же в нем столько загадок! Благодаря Вам, Максим, мы узнали про эти загадки.

    • Рад, что эта диатрета, так понравилась читателям. Она поистине заслуживает внимания, пристального изучения.

  9. Не кубок, а сплошные загадки. Есть над чем поломать голову ученым. Прошлое вообще хранит много неразгаданных тайн — те же пирамиды в Египте, которые до сих пор не знают как они были построены.
    Хорошо что этот уникальный предмет перешел из частной коллекции и стал достоянием музея. Такие вещи требуют не только пристального изучения, но и внимательного содержания и обращения с ними. Удивительно, что столь хрупкая вещь в такой сохранности дошла до наших дней.

  10. Загадок на Земле много. Просто не о всех мы знаем. И когда читаешь статьи, в которых рассказывается про какой-то секрет или загадку, то это всегда интересно.

  11. Исходя из того, сколько всяких необычных и необъяснимых находок было найдено за последнее время, раньше жили цивилизации, которые по своему уровню развития намного отличались от нас. Про это есть немало передач, да и книг тоже достаточно написано. Однако наверняка никому ничего не известно. Очень интересная статья, спасибо Максим. Мне всегда интересно читать про различные тайны и загадки)

  12. Да, похоже на то, что на Земле и до нашей цивилизации были те, что могли похвастаться высокими технологиями.

  13. Потрясающе. Даже без той истории — удивительная, уникальная вещь — и в какой сохранности! А такое подробное исследование свойств этого кубка делает честь и ученым, которые все это затеяли и выяснили, и, конечно, мастерам, которые его сотворили. И мне почему-то кажется, что дело обошлось без вмешательства высших сил или других цивилизаций. Человек в творчестве на многое способен:)

  14. Читала про Кубок и сразу на ум пришли пирамиды, которые тоже имеют загадочную историю. Может, когда-то это все немного прояснится и мы узнаем больше о людях, которые жили множество веков назад. А быть может, так и останется тайной, покрытой мраком.

  15. В мире много загадок. И многие из них никогда не будут разгаданы. Нам остается только узнавать о гипотезах, а не о 100% разгадке.

  16. Удивительной красоты и уникальности кубок. Сколько мы ещё не знаем о возможностях древних ученых! Ещё пример — Антикитерский механизм, который называют первым на Земле компьютером. До сих пор ученые не разобрались во всех его функциях и как он работал!

  17. Вот уж правда мистическая история! Чего уж только нет на нашей земле, и предков мы зачастую недооцениваем, хотя, конечно, наверняка и у этой истории о происхождении кубка есть вполне логическое объяснение )))

  18. Иногда вот так смотришь на произведения искусства или архитектуры древности, а потом на современное строительство, да и искусство порой — и кажется, что мы только деградируем в таких моментах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *