Витраж клуазонне — краски света разделенные тонкими перемычками

Здравствуйте друзья! .
Сегодня, в продолжение темы о витражах, поговорим о еще одной технике, которая называется клуазонне. Тема, на первый взгляд, не совсем «полимерная», но может быть, что-то полезное для полимериста здесь найдется.
Витраж, как говорит нам википедия, — общее название для картин из стекла, которые нужно воспринимать на просвет. Свет, пронизывающий витраж, становится частью картины, материалом, скрепляющим композицию. Именно участием света витраж отличается от других видов искусства, например мозаики или эмали. А прочие материал, приемы и техники, с помощью которых создается витраж, могут быть очень разными.
Идея использовать цветное стекло для украшения общественных зданий появилась еще до нашей эры. Египетские, римские, византийские и арабские мастера умели окрашивать стекло, правда, за счет прозрачности. Разноцветные, но непрозрачные стекла сперва использовались в мозаиках на полу, но очень быстро стало ясно, что на стенах или окнах наборные картины из стекла выглядят не хуже, а сохраняются куда лучше.
Прозрачное цветное стекло появилось, видимо, в Европе, во времена раннего средневековья. В XI веке, когда в архитектуре Европы начал распространяться готический стиль, пронизанные светом картины нашли настоящее применение. Трудно представить себе более впечатляющее сочетание, чем стрельчатые, уходящие в высоту каменные своды, пронизанные разноцветными переливающимися лучами.

Техника витража в те веремена была примерно такой: стекло выдерживали определенное время в красителе (рецептура была разной и, порой, включала компоненты, относящиеся скрей к магии, чем к химии, но в основном все же к химии). Затем стекло вываривали в специальных печах, при этом в стекле часто образовывались пузыри, дававшие дополнительную игру света. Из свинцовых пластин, спаянных оловом, готовили контур рисунка, а потом этот контур вставляли приготовленные стекла. Такая техника называлась паечный или перегородчатый витраж, по французски — клуазонне. Интересно, что этим же словом называли и технику создания перегородчатой эмали на металической основе. Принцип действительно похож.
Вот этот лик Исуса из собора в Висамбурге считается самым старинным из известных перегородчатых витражей.

Вот еще несколько витражей в технике клуазонне

Видно, что гамма цветов, в которые окрашивали стекло мастера-витрарии не так уж богата: синий, красный, фиолетовый, желтый, коричневый. Мелкие детали прописывали черной краской. Чтобы разнообразить палитру стекла разных цветов накладывали друг на друга, иногда в несколько слоев.
Получалось вот так:

Свет, проходя через слои цветного стекла, приобретал неповторимое богатство оттенков, но изготовление паечных витражей было очень трудоемким, очень велик был риск на любом этапе работы повредить конструкцию. К XIV в  появились технологии, позволяющие изготовлять большие, ровные и прочные пласты стекла, а не небольшие кусочки, которые нужно  удерживать бесчисленными перегородками. Кроме того, значительно увеличился ассортимент красок, подходящих для живописи по стеклу. С этого момента слишком трудоемкий клуазонне стал уступать место «поддельному витражу» — росписи красками по стеклу. В XVI веке по Европе покатился шквал религиозных войн, который, в числе прочих бед, практически уничтожил искусство витража. Старые витражи гибли, чинить или заменять их новыми было некому и не на что, секреты изготовления терялись безвозвратно.. До конца ХVIII века витраж был практически забыт.
Интерес к витражу в Европе возродился только в конце ХVIII — начале XIX века, когда в искусстве стал модным романтический стиль. Романтический образ мысли весьма распологал к посещению старинных готических церквей, а там, то и дело, находились витражные сокровища, остатки былой, забытой красоты.

В конце XVIII века американский художник-ювелир Луис Комфорт Тиффани изобрел новый вид переливчатого, очень разнообразного по цвету стекла, которое он назвал «фавриль», а так же новый способ соединения стекол при помощи тонкой медной ленты. Первоночально Тиффани изготовлял витражи для церквей
Вот такие:

Но не выбрасывать же было остатки от нарезки! Из остатков стали изготовлять абажуры для ламп, вскоре завоевавшие огромную популярность.

Эпоха модерна стала вторым золотым веком витража. Витражные работы создавали Альфонс Муха, Марк Шагал, Чарльз Макинтош.

Новые витражи украсили церкви

Общественные здания

Просто частные дома

И снова расцвет витражного искусства был прерван войнами. Но, к счастью, интереск этому виду искусства сохранился. Современные технологии предлагают много способов создания витражей и имитаций витражей, часто совсем маленьких, камерных, которые украсят небольшую городскую квартиру .

Или теж, кто в этой квартире живтет

Благодарю вас за внимание!

Витраж клуазонне — краски света разделенные тонкими перемычками: 23 комментария

  1. Как хорошо, что интерес к витражу возродился. Теперь такую красоту можно видеть не только в церквях, но и в элементах различных домашних предметов.
    Благодаря вашим статьям,Максим, поняла, что витражи, это не просто набор цветных стекол, это — огромный трудоемкий процесс с использованием различных технологий.

    • Спасибо, что интересуетесь декоративными техниками. Это порождает искать новые творческие идеи. В дальнейшем буду стараться публиковать что-то новое и знакомить читателей с интересными способами украшения стеклянных изделий.

      • Есть темы,Максим, о которых до определенного времени я, например, понятия не имела. Да, видела разные формы стекла, витражи, но в голову не приходило поинтересоваться тем или иным производством, а вот «пересеклись» с вами и и уже пополнила копилочку знаний.Спасибо.

        • Очень рад, в действительности, я также узнаю много интересного и нового для себя на страницах вашего сайта. Так что, получается очень интересно и познавательно. Благодарю вас за комментарий.

  2. Спасибо, Максим, что знакомите нас с очередной интересной техникой изготовления витражей. Мои познание в области декора стекла с каждым разом растут — благодаря Вам. 🙂 Сегодня 23 февраля, с праздником Вас! Этот день у меня ассоциируется с праздником мужественных мужчин. Будьте всегда здоровы и успешны! Отличного Вам настроения!

    • Очень приятно получать поздравления. Искренне благодарю вас за теплые пожелания. Рад, что вам не наскучили тонкости декоративного искусства. Это в свою очередь мотивирует меня продолжать дальнейшее путешествие в недра стекольной промышленности.

  3. Как много, оказывается, существует различных техник изготовления витража. И это просто замечательно! Это значит, что художники, которые «не ровно дышат» именно к этому виду искусства смогут подобрать ту технику для самовыражения, которая будет близка именно им.
    А обычные люди, выбрав для себя, например, украшение, выполненное в одной из витражных техник, смогут выразить, подчеркнуть свою индивидуальность.

    • Да, вы правы. Очень хорошо, что и художники, и ценители искусства могут подобрать для себя подходящую технику декора. Чем больше изучаешь эту отрасль, тем больше увлекаешься и диву даешься насколько ее можно углублять и усовершенствовать свои познания и навыки в работе.

  4. Максим! Поздравляю с Днем защитника Отечества! Хочу пожелать оставаться всегда мужчиной, который не боится трудностей, готов подставить свое плечо в трудную минуту. Пусть здоровье будет надежным, друг верным, любовь искренней, а семья крепкой. Чтобы никакие преграды и трудности не помешали достижению целей и осуществлениям мечты. С праздником!

    • Спасибо огромное, Елена, очень приятно. Благодарю вас за прекрасное поздравление и такие теплые пожелания. Пускай солнышко светит ярко, в душе будет светло и радостно от этого, здоровья и мира в вашем доме.

    • Рад, что вам понравилась данная техника декора. Витраж клуазонне — яркий и красивый вид декора, стоящий внимания почитателей искусства.

  5. Поздравляю Вас, Максим, с Днём защитника Отечества. Хочу пожелать Вам силы, мужества и отваги! Пусть каждый день будет успешным, каждый поступок — достойным, каждая идея — отличной, каждое слово — твёрдым, а каждое действие — уверенным. Желаю Вам быть здоровым, любимым и непобедимым!

    • Спасибо, Анна, Очень приятно! Да, постараюсь соответствовать вашим пожеланиям, честно говоря, к этому должен стремиться каждый человек. Искренне благодарю вас.

  6. И хотя гамма цветов у мастеров была не богата, но все равно они сумели создать очень красивые витражи. Нашли, как увеличить цветовую палитру. И до сих пор эти витражи впечатляют людей.

    • Настоящий мастер в любой ситуации сможет найти выход, подключив свои ум, руки и силу таланта. Не исключения мастера, которые изготавливали витражи. Их называют еще витрарии. Мастер-витрарий — изготавливающий витраж клуазонне всегда в почете и его работы ценятся высоким вниманием.

  7. Спасибо, что познакомили еще с одной новой для меня техникой. Все работы смотрятся невероятно красиво! И абажуры для ламп очень понравились, особенно в синем цвете.

    • Да, синий свет при включении лампы смотрится по особому оригинально и конечно, такие витражи по своему оригинальны, впечатляют, приковывают наше внимание.

  8. Маленькая ошибочка в статье — относящиеся скрей к магии…
    Интересная техника клузонне по изготовления витражей существовала в древние времена, жаль что мало что сохранилось из-за войн до наших дней. Стекло в витраже это красиво, но очень хрупкий материал…
    Очень красивые абажуры для ламп, представляю как они сказочно светятся разными цветами, когда включают лампу.

  9. Мне очень нравятся витражи! Бывая в Европе, люблю посещать соборы, так как благодаря витражам там особый свет и потрясающая атмосфера. Теперь из ваших статей узнала о разных технологиях их изготовления. Потрясающее мастерство и искусство!

  10. Витражи это всегда очень красиво, просто невероятно! Игра света, красок — что может быть прекраснее, а какие тени витражи дают, меня это всегда восхищает до глубины души!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *