Светильники Тиффани (Tiffany) — шедевры витражного гения

Светильники Тиффани (Tiffani)

Светильники Тиффани известны во всем мире. Особая техника сборки позволила создать изумительные изделия из цветного стекла, сделала возможным производство витражей и светильников с яркой индивидуальностью.

История Тиффани (Tiffani)

Светильники Тиффани получили свое название от имени создателя особой техники работы со стеклом. Изобретателем был американский художник Луис Комфорт Тиффани (1848 — 1933). Он считался одним из ведущих дизайнеров своего времени и великим мастером витражей.

Луис Тиффани сделал создание витражей новым видом искусства. Он учился в Париже, посетил многие страны, собирая информацию о возможностях стекла и работе с ним. Изделия и образцы стекла, которые он представил на Парижской выставке, он назвал favrile. Эта выставка принесла ему мировую известность.

В России первые упоминания об опаловом стекле появились в конце 19 века. В витражных мастерских можно было увидеть объявления с упоминанием стекол Тиффани. Затем в продаже появились его лампы. На складах русских фабрик и заводов появились опалесцентные стекла (их изобрел Джон Ла Фарж — американский художник-монументалист), но производство так и не решилось с ними работать.

Вернувшись на родину в США, Тиффани создал собственную одноименную студию. Она работала с богатыми клиентами, помогая в оформлении частных домов и интерьеров, а также офисов, церквей. Приемные залы Белого дома тоже оформляла студия Луиса.

Луис Тиффани создавал из стекла витражи, бижутерию и абажуры для ламп. Но самой большой страстью все-таки были витражи. Он считал их особым предметом, находящимся на грани миров: перед витражом и за ним. Цветное стекло пропускает естественный свет, но скрывает то, что за окном, а внутреннее пространство преображается яркими красками.

О технике Тиффани

Техника была разработана в конце 19 века сыном известного ювелира. До Тиффани подобной технологии изготовления витражей не существовало. Заключалась она в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивался по краю медной фольгой. Затем они раскладывались на картонке, где заранее была нанесена выкройка/эскиз будущего узора и спаивались оловянным припоем.

Эта техника позволяла создавать проработанные и сложные орнаменты. Объект становился легче по весу и визуальному восприятию. А еще стало возможно получения объемных фигур с изгибами. Теперь благодаря этой технологии мы можем любоваться светильниками с цветными мозаичными стеклянными плафонами.

Яркое витражное стекло, которое раньше было возможно видеть только в церквях, дворцах и других общественных зданиях, теперь появилось в домах в виде светильников. Естественный свет в них заменился на электрический, а витраж стал объемным округлым плафоном.

Художественные способности Луиса Комфорта Тиффани и его любовь к деталям стали главными факторами, благодаря которым появились лампы в стиле модерн.

Об особенностях стекла

Тиффани дважды работал с Ла Фаржем и ознакомился с технологией опалесцентного стекла и изготовлением из него предметов. Позже он поставил производство стекла на коммерческую основу. Официально было заключено соглашение, что витражи, плафоны для ламп и само опалесцентное стекло будет именоваться Тиффани.

Особый эффект опалесцентного стекла возникает при добавлении в состав замутняющего вещества: олова или жженой кости. Тогда в стеклянной массе образуются маленькие капли фосфатного стекла, которые придают эффект «замутнения». При добавлении разного количества замутняющего веществ, получаются разные опаловые эффекты.

Еще один фирменный тип стекла от Тиффани — иризирующий. Получается оно при посыпании металлическими крупинками на готовое, но еще не охлажденное стекло. На поверхности появляется специфический металлический радужный блеск. Иризирующее стекло появилось еще до Тиффани, но стало известно благодаря ему.

Также Тиффани популяризировал «складчатое» стекло, драпированное. Мягкую пластину разогретого стекла деформируют в процессе производства, получая нужные складки/драпировки. Этот метод часто использовали при создании крупных витражей, при изображении листвы и растительных мотивов.

Светильники Тиффани в интерьере

Огромный потенциал скрыт в цветном стекле разнообразных узоров светильников. Тиффани — это яркий и оригинальный элемент в интерьере, излучающие теплоту и уют.

В каждом плафоне, видна четкая продуманная структура узора, формирующая изделие. Идеи для создания орнаментов авторы черпали из природы.

То, что небольшие стекла спаяны, делает эти объекты более упругими и крепкими в сравнении с обычными стеклянными плафонами.

В технике Тиффани предлагаются не только настольные лампы и торшеры, но также подвесные светильники и люстры. Так как изделия из цветных стекол яркие и притягивают к себе внимание, не стоит злоупотреблять количество светильников в одном помещении. Органично в одной комнате будут смотреть настольный светильник с торшером или люстра с настольной лампой. Рисунок должен быть одинаковым (из одной серии), иначе одна комната превратится в выставочное пространство или магазин. Цветовая палитра светильников Тиффани широка, поэтому подобрать светильник нужно расцветки в интерьер любого цвета не составит проблем.

Светильники Тиффани относят к стилю модерн, который был распространён в последнем десятилетии 19 — начале 20 вв.

Характерные узоры плафонов светильников Тиффани:

— листья лотоса

— стрекозы

— ракитник (золотой дождь)

А еще Тиффани придумал лампу в виде моллюска, наутилуса.

Интересные факты о Тиффани

В 2007 году обнаружилось, что основной вклад в разработку рисунков плафонов Тиффани внесла женщина по имени Клара Пирс Уолкотт. То есть Луис их придумал не сам. Клара работала в подразделении с неофициальным названием «Девушки Тиффани». Именно она придумала растительные орнаменты в стиле модерн — Глициню, Нарцисс, Пион.

Вот что известно о ее жизни: родилась в 1861 г. в штате Огайо недалеко от Кливленда, интересовалась искусством. Окончила художественную школу Искусств при Музее Метрополитан. Там ее заметил Тиффани и взял на работу в 1888, когда Кларе было 27.

Первой ее работой стали Нарциссы. За свою карьеру Клара разработала 30 узоров светильников. Знаменитая «Стрекоза», блиставшая на выставке в Париже в 1900 году — тоже ее дизайнерская находка.

Клара работала на Тиффани 20 лет. В 1909 году она вышла замуж и была вынуждена покинуть компанию. Луис Тиффани запрещал сотрудницам выходить замуж, так как считал, что личная жизнь и семья отвлекают от работы.

Светильники Тиффани (Tiffany) — шедевры витражного гения: 29 комментариев

  1. У талантливого отца родился не менее талантливый сын. Однако, круто он поступал с девушками, работавшими у него. Раз вышла замуж то все. Забывай о творчестве, о любимом деле. Начинаешь после этого понимать борьбу женщин за равноправие.

    • Думаю, когда подавляют права человека — это очень плохо. Обидно за них, хорошо когда люди находят силы и борются с неравноправием. НО, к сожалению не у всех есть упорство к противостоянию, поэтому как результат много загубленных на корню талантов. В роль таких тиранов могут выступать как родители, так и мужья, жены.

  2. Светильники Тиффани это тот вид витражного искусства, который вполне можно представить в шикарном доме с изысканным интерьером, в который они внесут элемент волшебства и загадочной красоты.

    • Да, светильники Тиффани внесли свою роль в изящном искусстве украшения осветительных приборов. Лампы Тиффани считаются самыми дорогими и ценятся настоящими любителями во всем мире. Сейчас изготавливают подобные светильники, это изделия выполненные в технике Тиффани. Конечно, это не оригинальные изделия, но они тоже очень красивы и являются изюминкой интерьера. Дом, в котором такой светильник становится сказочно красивым, оригинальным, авторским.

  3. Красивые светильники, не зря Тиффани известен широкому кругу, такие вещи необычные создавал, залюбуешься

    • Да, огромная заслуга Тиффани как родоначальника особенной техники витража. Скоро это станет классикой. Поэтому мы и ценим этого великого гения. Благодарю за ваш визит и комментарий.

  4. Когда слышишь фамилию «Тиффани», то сразу же представляешь себе ювелирный магазин. Я раньше не знала, что сын такого знаменитого ювелира сам стал знаменит и создал свое производство. Но уже в другом направлении

    • Говорят, что яблоко от яблони далеко не падает, в этом случае оно выросло в новое плодоносящее дерево, дающие плоды и по сей день. Ведь технологии разработанные Л.Тиффани применяются и будут применяться в будущем. Они многогранны и конечно изумительно красивы.

  5. Светильники Тиффани выглядят дорого, уютно и изящно. Сразу видно руку не только непростого Мастера, а ещё и экспериментатора. Удивительно, как меняется вид стекляного изделия в зависимости от разного рода добавок.

    • Да, хорошо, что есть люди, которые не довольствуются тем, что есть у них сегодня, стремятся открыть новые вершины, создать что-то иное. Благодаря этому и развивается искусство и один из великих творцов — это Луис Комфорт Тиффани.

  6. Очень красивые и оригинальные светильники! Я бы не отказалась от такой детали в интерьере, но думаю, что финансово это было бы затруднительно)) Спасибо за интересную статью! Просто удивительно, какими непростыми бывают техники работы с витражами и стеклянными изделиями.

    • Да, подлинные работы Тиффани, конечно, далеко не каждому по карману. Но, есть аналоги, выполненные по технике Тиффани, они дешевле и доступнее для обычного потребителя. Благодарю вас. Всегда рад.

    • Рад, что вам понравились светильники Тиффани от светила витражного искусства. Его деятельность стала визитной карточкой умелого витражиста.

  7. Бренд Тиффани на слуху у всех. Но раньше я связывала его лишь с элитной бижутерией. Оказывается, есть еще и такие красивые витражные светильники. Особенно понравились стрекозы — безумно очаровательные.

    • Рад, что вам понравились светильники Тиффани. Конечно, они вызывают восхищение. Не зря, такого рода изделия, являются самыми ценными среди осветительных ламп. Поскольку, роль Л.Тиффани в мире декоративного прикладного витражного искусства — очень значима, я решил посвятить ему больше информации на страницах моего блога.

  8. Хотелось бы видеть лампу Тиффани в своем доме. Но пока, увы, есть такое желание, но нет возможностей.

    • Да, наверное, вряд ли кто-то откажется от такого чудесного экземпляра в своей квартире. Но, подлинники таких светильников могут стоить шестизначные числа.

  9. Это красота какая же!
    Но мне кажется, такое в современную квартиру у же не вписывается… Это же вся обстановка должна соответствовать.
    Но я бы хотела бы такую лампу. У меня были 2 лампы в таком стиле, конечно дешевая подделка, но все равно было красиво.

    • Рад, что вам понравились светильники Тиффани. Они действительно заслуживают внимания. Конечно, подлинную версию может позволить себе далеко не каждый. Но, что-о подобное иметь в своем доме не так уж абстрактно. По поводу интерьера современной квартиры, тут конечно вопрос вкусовых предпочтений. Лично мне нравится более теплые стили, чем хай-тек современности. Я бы разбавлял холод метала какими-то теплыми цветами, в том числе и витражным стеклом. А вообще, больше люблю дерево, камень и стиль оформления близкий к деревенскому.
      Благодарю вас за комментарий, всегда рад новым визитам!

  10. О-очень красивые светильники. Но, для них нужен особенный интерьер. Пока можно смотреть на них, как в музее.

    • Людмила, рад вашему визиту! Дело в том, что каждая мелочь в интерьере, создает этот особый интерьер и совсем не важно, сколько денег него потрачено, важно сколько творчества и чувств, любви в него вложено. Поэтому лампы Тиффани — ценятся не только как бренд, но и как изделие определенно высокого искусства.

    • Очень рад, что светильники Тиффани нашли еще одного почитателя. Они, действительно достойны этого. Спасибо за комментарий.

  11. Мне очень понравились светильники Тиффани. Смотрятся они богато и необычно в интерьере, под старину) Фото эти сразу переносят куда-то в прошлый век.

    • Согласен, такие предметы интерьера как-то совершенно волшебно влияют на восприятие мира. Ведь очень многое зависит от освещения и порой оно создает атмосферу в доме. Имея подобный светильник в стиле Тиффани — интерьер перевоплощается при помощи волшебной силы искусства, задуманной витражным гением.

  12. Не всегда в одной семье рождаются 2 человек, которые делают открытия. Причем — в разных областях.

    • Хотелось бы, чтобы человек стремился приумножить свои данные полученные от родителей и в дальнейшем, благодаря своему уму, труду — смог добиться успеха.

  13. А вот интересно, можно ли отличить подделку тифани от оригинала обычному человеку. Не профессионалу. Думаю, что это актуально при покупке. Мало кому хочется переплачивать и при этом купить не оригинал. Ведь подделка должна стоит дешевле.

Добавить комментарий для Максим Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *