Луис Комфорт Тиффани. Гений-светило стеклянного дела

Луис Комфорт Тиффани (1848-1933), сын Чарльза Льюиса Тиффани, американского короля бриллиантов, является одним из известнейших дизайнеров-декораторов «золотой эпохи». Он был очень творческой личностью с несомненно новыми и оригинальными решениями, опережающими своим появлением развитие спроса и моды. Тиффани одним из первых американских дизайнеров обратил внимание на процветающий в Европе стиль модерн, также всегда стремился сочетать функциональность предметов и художественные качества со вкусом подобранные по стилю. Талантливый дизайнер не боялся искать новые эстетические решения, которые могли улучшить качество изделия или увеличить комфортные свойства своей продукции.

Луис Комфорт Тиффани

Луис Комфорт Тиффани был человек с многогранным талантом, причем его талант не был сфокусирован в одной точке, а напротив распыленный в совершенно разных сферах изобразительного творчества. В самом начале своего творческого пути, он представил публике свои работы по живописи. Л.К.Тиффани был архитектором, проектировщиком мебели, создавал дизайнерские обои, ковры и прочее. В качестве рабочих материалов он выбирал серебро, бронзу, дерево, железо, стекло и керамику.

Тиффани разработал очень большое количество самых разнообразных предметов, это настенные рамы для картин, оправы для телефонов, часы, распятия и другое.

Изделия, которые изготовил Тиффани, были очень востребованы, но вечную славу ему принесли именно стеклянные изделия. Он понимал, что для реализации своих новых идей самым лучшим материалом является стекло. Под его чутким руководством, работало очень много мастеров различных специальностей, ювелиров, часовщиков. Они изготавливали огромное количество витражных композиций, светильников, предметов бижутерии, столовых приборов и т.п. Вскоре имя Тиффани ассоциировалось с непременно роскошностью, хорошим дизайном, наличием вкуса и непременно высоким качеством. Его услугами пользовалась английская королева Виктория и другие лица президентского окружения, дипломаты посещали его магазин на 5 авеню, где можно было выбрать лучший подарок столь высоким персонам.

Тиффани был не только дизайнером-художником, он предвидел повышение спроса на различные предметы роскоши и умел этим пользоваться, раньше других занимал соответствующую нишу. Так в числе первых, он стал развивать новую тенденцию мировой моды, стиль модерн, его еще называли арт-нуво (от французского art nouveau  — новое искусство). Тиффани считал, что изобразительное и декоративное искусство также необходимо человеку, как и глоток свежего воздуха.

В то же время современные технологии создавали цветное стекло путем его окраски. Луис Тиффани был недоволен «необходимой прозрачностью стекла». Он настаивал над тем, что именно стекло должно передавать текстуру и цвет. Благодаря работам Тиффани было изготовлено новое стекло, названное фавриль (от латинского «сделанное руками).

Сегодня мастера художественного витража пользуются технологиями, которые разработал Луис Тиффани, в витраже по технике Тиффани не используется протяжка между стекол, делающая композицию более грубой а только медная лента, в которую заворачивают заранее приготовленные, обработанные стекла и только после этого, она спаивается между собой с использованием оловянного припоя. После чего металлические части обрабатывают химическим реагентом для придания цвета или свойств патины.

У многих людей имя Тиффани вызывает ассоциации с абажурами, появление которых носило несколько случайный характер. Дело в том, что первый абажур был изготовлен из случайных остатков от сделанного витражного окна. После этого Тиффани стал наращивать производство абажуров и через 10 лет достиг пика производства. Началом интенсивной торговли был 1890 год и производство приостановилось в 1930 году. Благодаря красоте фавриль стекла, очень многие люди могли наслаждаться изделиями ручной работы. Основной тематикой были растения, цветущие орнаменты, геометрические композиции. Основание для абажуров могло быть как универсальным, подходящим для многих моделей, так и изготовленным специально для определенного светильника. Каталог 1906 насчитывал около 300 моделей абажуров. Точное количество изготовленных светильников до сих пор неизвестно.

Тиффани был человеком со сложной семейной жизнью. Первая жена Мэри Вудбридж Годдард умерла в 1884 году. После этого брака у него осталось 3 ребенка. Через 2 года после смерти первой жены Тиффани снова женился, на своей дальней родственнице Луизе Уэйкман Нокс, с которой у него также родилось еще 3 ребенка, и после чего она также умерла. Сам Тиффани перенес тяжелую болезнь, своим выздоровлением он был обязан уходу ирландки Сары Хэндл, в которую он влюбился, они стали компаньонами, но супругами так и не суждено было им стать.

Луис Комфорт Тиффани. Гений-светило стеклянного дела: 6 комментариев

  1. Невероятно яркие работы! Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Но, в отличие от других талантливых людей, Тиффани имел еще и деловую хватку.

    • Здравствуйте Эллина! Рады снова Вас видеть на нашем сайте. Ваш комментарий — первый! Мы очень благодарны!!!
      По техническим причинам нам пришлось переехать с прошлого адреса и это будет обновленный вариант прошлой версии подобного сайта-блога.
      Всегда рады друзьям!

  2. Преемственность поколений — у талантливого отца вырос и талантливый сын. Работы у обоих Тиффани всегда дорого ценились. Да и не удивительно, ведь они настоящие произведения искусства и обладают высочайшим качеством. Недаром отец неоднократно на Всемирных выставках в Париже получал самые высокие награды за свои изделия из серебра и золота. А витражи и абажуры сына завоевали огромную популярность во всём мире. Спасибо, Максим, за интересную статью!

    • Спасибо за прекрасное дополнение к статье. Думаю, что также прекрасно Тиффани младший, дополнил и развил дело Тиффани старшего. Благодарю, за ваш комментарий!

Добавить комментарий для Эллина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *