Фьюзинг. Сегодня в меню «запеченные стеклышки в духовке».

Витражи. Яркие стеклянные композиции необыкновенной красоты. Они встречают нас в старинных храмах, и приветливо улыбаются из оконных проемов уютного ресторанчика. Они радуют глаз и наполняют душу мириадами цветных бликов, из которых, как иногда кажется, и были однажды сотканы. Настоящие произведения искусства.

И хотя история витража уходит корнями в глубь времен, и в наши дни он не теряет стратегических позиций на рынке декоративных изделий из стекла. Время не стоит на месте, с того дня, когда ловкие руки мастера собрали первый витраж, технологии сделали огромный скачек в перед. Одним из великолепных примеров этого является современный «фьюзинг».

 Термин Фьюзинг (Fusing) в переводе с английского языка означает «плавка, плавление, спекание». Так что же такое фьюзинг применительно к декораторскому искусству изготовления изделий из стекла? Все очень просто. Фьюзинг — технология «вплавления» или другими словами «спекания» частей будущей стеклянной композиции в единое целое, в специальных печах, под воздействием высоких температур.

Впервые данная технология, в виде близком к современному, была применена в 1990г, в одном из городов Германии.

Именно в этой стране она позже и получила наибольшее распространение.

Но не думайте, что это современная технология работы со стеклом. «Спекать» разноцветные стекла с целью получения многоцветной композиции научились ещё в Древнем Египте. Древнейшие «сплавленные» кусочки стекла датируются примерно 1 в. до н.э — 1 в. н.э. Факты говорят сами за себя. Фьюзинг прошел через тьму времен и полностью доказал свое право на жизнь.

 Быть может, вы задались вопросом, чем же «фьюзинг» технология отличается от классического витража?

Ведь они так похожи. И в витраже, и во фьюзинге, конечная композиция представляет собой совокупность разноцветных стекол. И зачастую фьюзинг изделия используют там, где обычно мы встретили бы классический витраж. В чем же разница? Почему фьюзингу, как обособленному методу, уделено такое внимание?

Почему фьюзинг-технология приобрела такую популярность среди художников-декораторов? Почему изделия, выполненные по фьюзинг-технологии, будь то витражные перегородки, чаши, декоративные светильники, да и вообще все что угодно, выполненное из декоративного стекла, так востребованы на рынке?

Здесь нет никакой загадки. Фьюзинг-технология действительно является родственной витражу, и может даже считаться одной из его разновидностей. Но, в отличии от классического витража, фьюзинг-технология исключает использования металлического профиля.

Если вы внимательно рассмотрите любой витраж, вы заметите, что именно он, металлический профиль, является связующим звеном, основой всего витража, объединяющим мозаику разноцветных стеклышек между собой.

 Фьюзинг-технология изготовления витража позволяет отказаться от этого. Во фьюзинге стекла между собой связаны не опосредованно, а напрямую, будучи сплавлены, слиты между собой воедино.

Интересно? Тогда дальнейшая информация — для Вас.

Технология фьюзинга

Дело в том, что стекло, каким бы твердым оно не казалось в привычном нам состоянии, при нагревании может превратиться практически в жидкость. Это его свойство и является основой технологии фьюзинга. И позволяет при нагревании сплавлять разные стеклянные элементы в одно. Это же свойство является основой для возможности деформации, т.е изменения формы стеклянного изделия.

Формование стеклянного изделия, так же является элементом фьюзинга.

С виду все кажется достаточно простым. Но, как говорил классик, это Вам только кажется.

Технология фьюзинга очень глубока и многогранна, здесь играют роль огромное количество факторов.

 Но главным из них, безусловно является выбор стекла:

Народная мудрость гласит: хочешь приготовить качественный обед — запасайся качественными продуктами.

Здесь все так же. Стекло, использующееся для изготовления изделия, должно быть не только качественным, но и подходящим именно для данной технологии. В первую очередь, следует обратить внимание на коэффициент температурного расширения. В производстве стекла, обычно применяется так называемый C.O.E (Coefficient of Expansion) индекс стекла, который служит определяющим фактором определения его совместимости для фьюзинга.

 Наиболее популярными на данным момент являются стекла «Moretti» имеющие СОЕ 104, система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.),  группа стекол с СОЕ 90 («BULSEYE», «ARTISTA» и др.), и «Флоат» с СОЕ 82-84.

так же, очень важными факторами при выборе стекол являются неизменность цвета при фьюзинге, и стойкость стекла к помутнению во время термообработки.

Пришло время чуть более пристальное внимание, уделить технологии самого изготовления изделий по фьюзинг-методике.

Технический процесс фьюзинга, включает в себя пять стадий:

 Стадия нагревания – стекло нагревают до температуры, при которой протекают процессы фьюзинга и спекания.

Нагрев ведется от комнатной температуры до 650-920 градусов Цельсия, в зависимости от типа процедуры. На этом этапе, стекло переходит из твердого состояния в мягкое, приобретает яркий желто-красный цвет. Края соприкасающихся стекол начинают прилипать друг к другу. На этой стадии происходит процесс свисания.

Полный фьюзинг, т.е слияние двух стекол в одно, происходит, когда температура достигает 800 градусов Цельсия.

Томильная стадия, или стадия выдержки – некоторое время температура поддерживается на определенном уровне. Начинается при достижении максимальной температуры цикла.

Для фьюзинга это залог достижения максимально плоского и гладкого состояния фрагмента.

Стадия быстрого охлаждения – температуру резко снижают до уровня, чуть превышающего температуру отжига.

Когда стекло приобретает желаемую форму, его необходимо быстро охладить до температуры отжига, чтобы красный цвет не успел смениться на натуральный, а тот в свою очередь, не начал чернеть.

Чаще всего, для этого просто открывают крышку печи, и выпускают горячий воздух.

Важно не оставлять стекло на долго нагретым до температуры 750 — 580 градусов Цельсия, иначе оно может начать проявлять склонность к девитрификации — образованию «пенной» поверхности, которую практически невозможно удалить.

Стадия отжига – этап снятия напряжения в стекле.

Когда стекло остывает до температуры 580 градусов Цельсия, оно постепенно приобретает свой цвет, и начинается фаза отжига. «Отжигом» называют процесс, при котором снимается напряжение на стекле.

Если все прошло удачно, стекло остывает, принимая нужную форму, и сохраняя свою прочность.

Стадия охлаждения до комнатной температуры – стекло постепенно остывает до температуры воздуха в помещении.

Обычно печь остывает естественным путем. Но иногда, если тепло уходит слишком быстро, бывает необходимо притормозить процесс, чтобы избежать раскола изделия, при остывании.

Эти пять стадий — лишь самое общее представление о технологии фьюзинга. Технический процесс фьюзинга, как и любой другой, включает в себя огромное количество нюансов и особенностей не заметных на первый взгляд, но чье дотошное соблюдение критически важно для получения качественного результата.

Технология, конечно-же, основа основ. Но она всегда идет рука об руку с техникой. Иначе, мы никогда не смогли бы превратить идеально сделанные стеклянные «болванки», в радость для глаз.

Итак, материал выбран, оборудование готов, но что же мы будем делать — плоскую или объемную композицию?

В любом случае, в нашем распоряжении немало разнообразных технических приемов.

Техника изготовления фьюзинг-изделий, а также техника фьюзинг-форминга, заслуживает самого тщательного рассмотрения.

 На данный момент, самым частым проявление техники фьюзинга является плоскостное спекание. На первый взгляд, она очень проста — на лист стекла, называемый «подложкой» и составляющий связующую часть композиции, накладывают ее элементы, после чего, в специальной печи сплавляют в единую композицию. И если все, начиная от выбора стекла, заканчивая тщательным соблюдением всех нюансов технологии было сделано правильно — на выходе получается идеальное, плоское монолитное изделие.

Эта техника хороша для изготовления «витражных» стекол, заготовок под объемные изделия.

 При необходимости получения объемного изделия, вплоть до сложнейших 3D-композиций, применяются техники фьюзинг-форминга. Самыми распространенными из них являются следующие:

Техника «Комбинированного прочесывания». Особенностью данного метода, является использование инструмента, для ручного изменения формы стекла, пока оно еще находится в нагретом состоянии.

«Огневая полировка». Суть этой техники заключается в том, что изделие помещается в печь для обжига стекла, и становится гладким и блестящим.

«Формование» или «Моллирование». Однажды сплавленное стекло, вновь подвергается нагреву, размягчается, и принимает изгибы заранее заготовленной формы. Например, таким образом можно получить красивую, нестандартную чашу.

Это лишь самые популярные техники форминга стекла, основанные на фьюзинге, но даже с их помощью, можно получать на выходе настоящие шедевры.

Фьюзинг в домашних условиях

Если у вас сложилось впечатление, что технология фьюзинга подходит для реализации только в условиях специальных лабораторий, то поспешу вас обрадовать. На ряду с промышленным фьюзинг оборудованием, компании, осуществляющие выпуск и продажу оборудования и материалов, предлагают так же и «домашнее» оборудование.

Компактные печи, мощностью 2-3 кВт, и работающие от 220 Вольт, стекло и другие исходные материалы (краски, декоративные элементы, и т.д), в размерах и количествах, во много раз уступающих промышленным.

Во многих городах профессиональными дизайнерами-декораторами проводятся мастер классы по обучению фьюзингу в домашних условиях. Благодаря всему этому, любой интересующийся может обзавестись как необходимым оборудованием, материалами, так и требующимися знаниями, и со спокойной душой творить в мастерской, или же просто дома, создавая неописуемые по своей красоте, стеклянные шедевры.

Фьюзинг. Сегодня в меню «запеченные стеклышки в духовке».: 10 комментариев

  1. Термин «фьюзинг» для меня не знаком. Однако, я не раз видела такие работы по стеклу. Очень красиво! Даже не так сказано. Это необыкновенно, волшебно и супер-красиво!!!

  2. Как много разных техник в изготовлении фьюзинг-изделий. А ещё и техника фьюзинг-форминг для создания объемных композиций! Даже не верится, что эти техники можно осилить и в домашних условиях. А что, интересно было бы «испечь» стёклышки в спецдуховке. Представляю, каких бы «шедевров» я бы насоздавала. 🙂 Спасибо, Максим, за очередное просвещение!

    • Я думаю, что было бы очень интересно посмотреть на творения ваших рук, жаль, что для этого надо иметь специализированную «духовку»:)

  3. Ну вот, благодаря этой статье, наш кругозор стал еще немного шире.
    Мои ассоциации с классическим витражом – мозаика, где целая картина составляется из отдельных цветовых частей, непосредственно не перетекающих (не соприкасающихся) друг в друга. А вот технология фьюзинга напомнила мне картины художников, которые выполняются иногда маслом, иногда гуашью, а иногда и акварелью.

    • Фьюзинг является еще одним инструментом для художников декораторов, требующего определенных навыков и оборудования, но результат действительно вызывает восхищение.

  4. Непростая технология изготовления «запеченных стеклышек», требующая правильного сырья. Но красота получается необыкновенная. Такими витражами можно любоваться. Мне, например, приглянулся маленький столик со столешницей, сделанной в технике фьюзинг.

    • Как и любому кулинару, мастеру, который изготавливает пирог из цветного стекла по фьюзинг технологии, нужны знания, материал и оборудование. Остальное дело проб и ошибок, наблюдательности и кропотливого труда.

  5. Ну вот, зная чем отличается витраж от фьюзинга, а так же особенности технологии фьюзинга, становлюсь в какой-то мере экспертом и уже не спутаю одно с другим, когда увижу цветную мозаику из стекла.

  6. Невероятно красиво смотрится такое стекло! Да и интересно было узнать, чем фьюзинг-технология отличается от витража. Я бы не отказалась от такого красивого стекла в своей квартире)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *