Эрклез и смальта – изумительный мир декора

Одним из древних способов декоративного искусства является украшение предметов при помощи эрклезов.  Эрклезы – это стеклянные камни различных оттенков, полученные в результате стекловаренного и стеклодувного производства. В таких печах создаются самые замысловатые комбинации цвета, рисунок которых просто неповторимый.

Эрклезы различных оттенков

 Благодаря данному способу декора, внутрь рисунка устанавливается кусочек стекла, который более толстый или массивный, чем другие элементы. Он чаще всего имеет большое количество сколотых граненых плоскостей. Такие маленькие эрклезы применяются для создания особой изюминки предмета, ядра композиции, например в случае декора шкафа-купе, создают рисунок на всю плоскость зеркала при помощи пескоструйной техники или накладногозаливного витража и только самый красивый бутон цветка выделяют эрклезом.

Декоративный светильник из эрклезов

Чтобы получить эрклез нужной формы и размера, изготавливают шаблон, потом из камня заготовки извлекают нужную деталь и при помощи различного инструмента, чаще всего победитового, придают оформленности нужной детали.

Особую привлекательность эрклез обладает благодаря игре света на своих многочисленных плоскостях. Для придания определенной формы стеклянным глыбам, существуют различные формы из самых разных материалов:  керамики, гипса, металла, бетона и прочих материалов.

В гранях эрклезов свет искрится, словно в драгоценных материалах.

Еще одним уникальным материалом, который используется в процессе декора стекла, является смальта. Сам по себе такой способ декора не новый, имеет огромные исторические корни. Уже много веком мозаичные панно украшают церкви и другие здания. Чтобы получить смальту, стекло дробят до мельчайшей крошки, полученную массу добавляют различные окиси металлов, чтобы придать определенный цвет стеклу и только после этого, массу нагревают в специальных печах до температуры 800 градусов Цельсия. Стекло расплавляется и формируется в специальные геометрические формочки.

Главными художественными ценностями такого стекла является его объемность, трехмерность и особая игра цвета в связи с различной ориентацией стекольной крошки, которая по разному отражает световые лучи.

Эрклез и смальта – изумительный мир декора: 14 комментариев

  1. Каким же все-таки удивительным материалом является стекло, в прямом и переносном смысле — многогранным. Эрклезы вызвали ассоциацию с архитектурным стилем арт-нуво. Интересно, в каком веке они появились и как?

    • Эрклезы, как отходы при производстве стекла появились как только люди стали пробовать изготовить искусственное стекло, а это еще до начала нашей эры. Впервые изделия из него были найдены на сирийском побережье, в Месопотамии или в Древнем Египте. Большая часть древнейших изделий из стекла была произведена в Египте. Исходя из прекрасных климатических условий для обеспечения сохранности стекла эти изделия имели возможность сохраниться. Конечно, не исключается и возможность их транспортировки в Египт. Древнейшие стеклянные объекты датируются третьим тысячелетием до н. э. Это стеклянные шарики, которые могли случайно получиться в процессе изготовления металла или керамики, в дальнейшем процесс декоративного применения развивался. Кстати, первое известное «пособие» по производству стекла датируется 650 годом до н. э. — это таблички, содержавшиеся в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала.

  2. Цветное стекло и любые работы из него всегда вызывают восхищение. Наверное, не найти человека, который не замрет в восхищении и перед большим витражом, и рядом с декоративными светильниками. Особенно перед светильником из эрклезов. Они особенно красивы.

    • Отличительной чертой эрклеза, является его непредсказуемая игра цвета, неповторимость и поэтому абсолютная оригинальность изделия из эрклеза, особенно таких как декоративные витражные лампы с вставками из эрклезов.

  3. Сколько интересного я узнала о стекле с Ваших статтей, Максим. Спасибо Вам! Про смальту знала и видела её. Видела не раз и декоративные витражные лампы. Но что они из эрклезов, узнала с Вашего сайта.

    • Стекло в витражных лампах может быть цветным однотонным или в случае с эрклезами тут возможны всяческие варианты, как в радуге, цветовая палитра непредсказуемая и поэтому двух одинаковых ламп, выполненных из эрклеза — быть не может. Все зависит в какой последовательности с цветным стеклом работал стеклодув, соответственно и слоистость стеклянной глыбы отложенной на стенках печи будет сугубо индивидуальной.

  4. Какая красота! А какие возможности для творческого размаха!
    Думаю, что эрклезы, эти неповторимые стеклянные камешки, просто находка для художников, желающих создавать прекрасное. Такие работы манят и зачаровывают…

    • Отлично подмечено Наталья, эрклезы — действительно находка и огромные возможности, лучшего варианта произвольного расположения цветовых оттенков в толще стекла не придумаешь и это очень ценно при декоративном украшении предметов. Спасибо за комментарий!

  5. Раньше мозаика из смальты украшала древние храмы и церкви. В наши дни этот материал используют в оформлении самобытных интерьеров. Эрклезы тоже все чаще встречаются в изделиях для наших домов. Смотрятся они очень декоративно.

    • Это говорит о том, что технологии становятся более доступными для широких масс населения. Радует, данная тенденция, хотя, конечно и теперь, количество людей, способных украсить смальтой или другими видами декора, требующими столь кропотливой и затратной работой мастера — совсем не велико. Но, будем надеяться на лучшее и чувствовать красоту своими душевными внутренними фильтрами восприятия.

    • Рад, что вам понравилась статья, на самом деле цветного стекла очень много. Существуют самые разные виды, которые могут применяться где-то специфически, в зависимости от технологических требований, либо в балансе с декоративным стилем оформления интерьера. Спасибо за комментарий!

  6. Я была в Софийском храме в Стамбуле и видела тамошние мозаики, они тоже из смальты. Удалось подобраться поближе и разглядеть: некоторые кусочки совсем-совсем миниатюрные, непостижимо, как мастера вставляли их в картину — его и пальцами-то не ухватишь. И вот это обилие золота дает удивительный эффект — плоское изображение в определенных ракурсах приобретает объем. Иногда кажется, что фигуры вот-вот выйдут из стены.

    • Действительно, работа с мозаикой очень кропотливый и трудоемкий процесс, мастерство художников впечатляет, талант просто гениален. Вы очень четко подметили, покрытие золотым цветом или другим, который обладает отражающей свет способностью однозначно увеличивает объемное восприятие. Рад, что вам удалось посмотреть творения рук восточных мастеров, думаю воспоминания о мозаиках, собранных из смальты остаются на всю жизнь. Благодарю за комментарий!

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *